Гарантийный срок

Развитие рыночных отношений и конкуренции заставляет продавцов придумывать новые способы для привлечения потребителей совершить покупку именно в их магазине. Особенно в этом преуспели крупные сети магазинов, которые предлагают приобрести товар в кредит, рассрочку, лизинг и т.д. Более того большое распространение получили накопительные карты, подарочные сертификаты и т.д. Несомненно, конкуренция и борьба за конкретного покупателя является большим плюсом для потребителя, так как повышается уровень обслуживания, развивается сфера дополнительных услуг, предлагаемая продавцами. В настоящее время, среди дополнительных услуг, предлагаемых продавцами, большое распространение получили услуги позволяющие покупателю (потребителю) за дополнительную плату приобрести дополнительную гарантию (Программа расширенного сервиса, Гарант Сервис и т.д. (далее – ПРС)). Название может быть разное, но суть приблизительно одна. Покупатель, уплатив дополнительную плату за товар, как правило, сложно технический товар бытового назначения, получает:

1. Ремонт. Услуги ПРС распространяются на предусмотренные производителем случаи поломок, а также на случаи выхода из строя товара в результате перепада напряжения в сети;

2. Предоставление по письменному заявлению клиента схожего по функциональности товара на период оказания услуг ПРС, связанных с изъятием товара у клиента, в порядке и на условиях предусмотренных законодательством;

3. Проведение консультаций по эффективному использованию товара;

4. Проведение ТО товара, включает в себя комплекс диагностических и профилактических работ, а так же технические консультации специалиста в отношении эксплуатации и самостоятельного ухода за товаром.

Это предоставляется продавцом потребителю, при покупке ПРС. И так, рассмотрим более подробно, какими правами обладает потребитель в соответствии с действующим законодательством, относительно гарантийных сроков.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О Защите прав потребителей» (далее – Закон) гарантийный срок — календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренные законодательством или договором, в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать на товар (результат работы, услугу) гарантийный срок в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.

Установленные изготовителем гарантийные сроки должны соответствовать техническим нормативно правовым актам Республики Беларусь (ГОСТ, СТБ, ТУ и т.д.) регламентирующие гарантийные сроки на различные виды товаров. При чем, гарантийный срок на товар, производимый за пределами Республики Беларусь, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством Республики Беларусь для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь. Если изготовителем товара, производимого за пределами Республики Беларусь, установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный законодательством для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь, поставщик обязан установить на такой товар гарантийный срок, предусмотренный законодательством.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона продавец обязан установить на товар гарантийный срок, если изготовитель (поставщик) не выполнил предусмотренную законодательством обязанность по его установке или выполнил ее ненадлежащим образом. Продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, предусмотренного законодательством и (или) установленного изготовителем (поставщиком), а также гарантийный срок на товар, на который гарантийный срок изготовителем (поставщиком) не установлен и обязанность по установке которого не предусмотрена законодательством. Продавец не вправе устанавливать или объявлять гарантийный срок на товар меньше гарантийного срока, установленного изготовителем (поставщиком).

Из указанных статей видно, что законодатель обязал продавца устанавливать гарантийный срок, если эту обязанность не выполнил изготовитель, запретил устанавливать меньший гарантийный срок, чем установленный изготовителем, и предоставил право устанавливать дополнительный гарантийный срок, сверх установленного изготовителем.

Более того, ст. 21 Закона расширила права потребителей и закрепила, что потребитель вправе предъявить предусмотренные Законом требования продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если гарантийный срок установлен продавцом в соответствии с частью второй пункта 5 статьи 13 настоящего Закона, требования в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение указанного гарантийного срока, предъявляются потребителем продавцу. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантийные сроки составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи таких товаров потребителю, а в отношении недвижимого имущества — в течение трех лет со дня его передачи потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором.

В случае обнаружения производственных, рецептурных и иных недостатков, не связанных с износом, старением и другими физическими процессами в товаре, по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, а в отношении недвижимого имущества — трех лет со дня его передачи потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором, потребитель вправе предъявить изготовителю требования, предусмотренные подпунктами 1.1, 1.3 и 1.4 пункта 1 и частью второй пункта 5 статьи 20 настоящего Закона, если докажет, что недостатки возникли до реализации товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанные требования могут быть предъявлены, если недостатки в товаре обнаружены в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня реализации потребителю товара, если срок службы не установлен.

Отсюда следует, что Законом потребителю гарантирован двухлетний срок в течении которого, он имеет право предъявлять претензии относительно качество товаров непосредственно продавцу, независимо от того приобретал ли потребитель какую-либо программу ПРС или нет.

В соответствии с п. 17, 28, 29 «Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания», утвержденных Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. N 703 покупателю также должна быть предоставлена в доступном месте наглядная информация об оказываемых возмездных услугах и условиях их оказания, о тарифах на них. Предлагаемые продавцом платные услуги, связанные с продажей товаров, могут оказываться только с согласия покупателя. Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товаров, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия. Продавец не вправе обусловливать продажу одних товаров, продукции общественного питания обязательным приобретением других товаров, продукции общественного питания или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов. Оказание таких услуг должно быть осуществлено в сроки, определенные договором на их оказание, но не позднее трех календарных дней с момента доставки товаров покупателю.

Таким образом, продавец не имеет право обусловливать продажу товаров обязательным оказанием услуг в связи с их продажей (например – подписание ПРС), и брать плату за дополнительную гарантию, тем более, если срок дополнительной гарантии не превышает срок гарантии установленной изготовителем.

Конечно потребителю в конкретных случаях, необходимо внимательно читать условия договора о приобретении ПРС, и самостоятельно делать вывод о том, уплачивает ли потребитель деньги за то, на что он и так имеет право по Закону, либо продавцом действительно предложены какие-либо дополнительные гарантии (услуги).

Удачных Вам покупок!

С уважением, юрист ОО «МОП»                              Саркисян Ш.Г.


 

Posted in Без рубрики.