Приобретаете новенький телевизор? Заказали доставку? Но оказалось, что товар вам достался с дефектом, а продавец отказался заменить его на качественный? Подобных жалоб, к сожалению, в последнее время поступает очень много. Это, как вирус, который поражает торговлю. Причём, кажется, что сегодня для его распространения сложились благоприятные условия. Когда количество покупателей уменьшилось, продавцам не хочется нести убытки, связанные с некачественной техникой.
«Механическое повреждение» — хорошая отписка для торговых предприятий, чтобы избавиться от возмущённых покупателей. Причём такие ответы получают владельцы различных товаров: холодильников, мобильных телефонов, планшетов, газовых плит, стиральных машин, телевизоров.
Если вы приобрели товар, которым невозможно пользоваться, в добавку с диагнозом «механическое повреждение», даже никто не будет разбираться, когда он был испорчен — во время доставки или вам заведомо продали некачественную вещь.
— Обозначилась тенденция некорректного поведения, когда торговые предприятия нашли слабое звено в защите прав потребителей, — замечает председатель правления общественной организации «Минское общество потребителей» Ирина Астафьева, — Даже, когда покупатель сохранил чек на покупку, отстоять свои права очень сложно.
Сейчас идентификационный номер стали клеить внутри холодильника. К нам с жалобой обратилась женщина, которая по неведению его смыла, а холодильник оказался некачественным. В суде представители торговли обвинили покупательницу, что она приобрела в их магазине хороший товар, а после подменила его на другой такой же марки и модели, но некачественный.
Информация о том, как можно обмануть покупателя быстро распространяется. По одним и тем же схемам могут работать как отдельные предприниматели, так и крупные магазины, которые торгуют сложнотехническими товарами. Покупатель доверчиво ставит во всех документах подписи и не подозревает, что таким образом себе вредит. При возникновении споров из-за этих авансом полученных магазином подписей он ничего не может доказать в суде, так как сам подтверждал, что товар ему продан качественный.
Часто покупатель не сразу замечает, что приобрёл товар с дефектом. Как правило, сложные технические товары, такие как холодильники, телевизоры, газовые плиты доставляются в вечернее время. Кроме того, люди могут покупать их на подарки и не распаковывать.
Многие потребители и не представляют, что всё необходимо контролировать, даже доставку товара. Иначе есть риск потерять деньги, ведь часто такая техника ремонту не подлежит.
Как себя подстраховать, чтобы не остаться с новеньким, но нерабочим телевизором или холодильником?
1. Если в магазине проверяется технический товар, который вы собираетесь купить, необходимо посмотреть на нём серийный номер и сфотографировать или записать. При подписании гарантийного талона необходимо сверить, отвечает ли обозначенный там серийный номер, тому, который был на продемонстрированном товаре, ведь показать вам могут одно, а привезти другое.
2. Если вас просят расписаться в гарантийном талоне, где заранее поставлен штамп и печать, что товар продемонстрирован и потребитель не имеет претензий по качеству, расписывайтесь только с припиской, что полностью товар продемонстрирован не был и вы не можете подтвердить, что он качественный.Тогда, если вдруг возникнут проблемы с покупкой, вы в суде сможете отстоять свои права.. неправильно, что сегодня потребителей заставляют расписываться в гарантийных талонах. На самом деле узнать, качественную ли вещь вы приобрели, можно только во время эксплуатации. Так, чтобы холодильник набрал холода, небходимо несколько часов. Как правило, в магазинах нет условий для проведения полной демонстрации товара. Из-за шума не всегда можно проверить качество звука у телевизоров, радио и других приборов.
3. После того, как товар продемонстрирован, просите, чтобы его при вас упаковывали, следите (особенно это касается жидкокристалических телевизоров), чтобы не щдарили. При возможности сопровождайте товар во время доставки. И снова, если расписываетесь за доставку, обозначайте, что не можете подтвердить, что товар качественный.
Если приобретаете технические товары и сталкиваетесь с подобными проблемами, или только планируете сделать покупку, звоните в Минское общество потребителей. Тут создаётся база данных по обращениям потребителей и можно узнать, на какие товары поступали жалобы.
Материал опубликован в газете «Звязда» за 10.03.2016