Фильтры для «опасной» воды. Что нужно знать потребителям при установке фильтров для очистки воды.
Проблема качества питьевой воды затрагивает очень многие стороны жизни человеческого общества в течение всей истории его существования.
В настоящее время питьевая вода – это проблема социальная, политическая, медицинская, географическая, а также инженерная и экономическая.
Понятие «питьевая вода» сформировалось относительно недавно и его можно найти в законах и правовых актах, посвященных питьевому водоснабжению.
Так, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» от 24.06.1999 № 271-З под водой питьевой (вода питьевого качества) понимается вода, которая по органолептическим свойствам, микробиологическому и химическому составу соответствует действующим санитарным нормам и правилам и безопасна для жизни и здоровья человека.
В любом доме, коттедже, загородном домике вода нужна постоянно: для приготовления пищи, стирки, мытья посуды, принятия ванны либо душа, для полива растений, в бане, в гараже, для искусственного фонтана либо пруда и т.д. От назначения воды зависит и ее необходимое качество.
Однако зачастую пригодность воды в водопроводе для питья вызывает большие сомнения. Из-за этого многим из нас приходится прибегать к дополнительной фильтрации.
Как же происходит процесс убеждения в надобности приобретении фильтров?
Если к вам домой пришли проверить, сделать анализ воды – это повод насторожиться. При этом средняя цена данных систем у таких продавцов находится в пределах от 3 000 000 – 15 000 000 рублей. На самом же деле стоимость этих систем не превышает данных сумм.
Целевой аудиторией для недобросовестных продавцов являются пожилые люди, домохозяйки, студенты отличающиеся своей доверчивостью и легкой внушаемостью.
Здесь может использоваться несколько схем обработки потенциальной «жертвы».
Звонят по телефону (зачастую представляются экспертом в области водоочистки) и предлагают воспользоваться бесплатной услугой проверки качества водопроводной воды. Главная задача – убедить приобрести товар и получить согласие принять «специалиста». После чего на квартиру приезжают «специалисты» с целью тестирования и демонстрации плохого качества водопроводной воды и убеждения приобрести «чудо фильтр».
Ситуация вторая. Звонят в дверь (зачастую представляются работниками ЖЭС или городского водоканала). Далее после несложных манипуляций с имеющимися у них приборами и водой показывают, какая «гадость» находится в водопроводной воде.
Затем проводят короткую лекцию (до потребителя информация доводится очень быстро и скомкано) о вреде употребления некачественной воды для здоровья. Далее демонстрируется «волшебный прибор», электроды которого помещаются в стакан с водопроводной водой и стакан с якобы очищенной водой «чудо-фильтром». В результате такой манипуляции в первом стакане вода приобретает бурый оттенок, выпадающий в осадок. Во втором же стакане с водой ничего не происходит, и она остаётся чистой. Именно на этом и делается акцент, при навязывании приобрести у них «чудо-фильтр».
Далее «горе-продавцы» предлагают приобрести у них фильтр, который великолепно справляется с задачей очистки водопроводной воды.
При этом они «подкупают» внимание потребителей путем акцента на бесплатной установке системы очистки воды и скидкой только сегодня и только для данного клиента.
Большинство граждан, впустивших так называемых «бесплатных распространителей фильтров» в квартиру, узнав стоимость товара (от 3 000 000 – 15 000 000 рублей), говорят, что подобной суммы у них нет. Однако находчивые продавцы, продолжая убеждать граждан в необходимости покупки данного фильтра, говорят, что им полагается скидка, как пенсионерам, студентам. Тут же подписывают договор на установку фильтра за немалую сумму, молниеносно его устанавливают и опять демонстрируют. «Горе-коммерсанты» забывают предупредить граждан, что этот фильтр имеется в свободной продаже в магазинах города по цене меньше предлагаемой на порядок.
Граждане при этом часто не осознают реальной стоимости прибора и являются неплатежеспособными, однако с ними заключается кредитный договор или договор об оплате в рассрочку.
На следующей день после установки фильтра для воды граждане понимают, что их мягко сказать ввели в заблуждение относительно «смертельной опасности» водопроводной воды, оказывается, что согласно подписанному договору, расторгнуть его можно, только потеряв весь первый взнос и оплатив услуги по демонтажу фильтра. Гражданам не была предоставлена полная, достоверная информация о приобретаемом товаре.
В итоге вместо добровольной качественной установки фильтров человек получает назойливое требование по установке и дополнительные проблемы в связи с возвратом денежных средств за данную установку.
Возникает вопрос, как же решить этот вопрос с наименьшими потерями для себя?
В первую очередь, собираясь приобрести фильтр у «сомнительного продавца» не поленитесь проверить его репутацию. В современном мире в Глобальной компьютерной сети Интернет можно найти любую информацию и отзывы практически о каждой организации. Если компания создана недавно и нет сведений о ее «достижениях», то стоит быть осторожнее.
Лучше выбирать специализированные проверенные компании, занимающиеся продажей и установкой фильтров, действующие в Беларуси уже не первый год.
Однако наиболее проблемным случаем является возврат денежных средств.
Продавцы не спешат возвращать деньги за установленный фильтр, ведь это их финансовые потери. Как же правильно действовать в таком случае?
Расторгнуть договор с такими «коммерсантами» можно только на их условиях, поскольку установленный фильтр уже был в употреблении и не подлежит обмену или возврату согласно ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 № 90-З (далее – Закон) как товар надлежащего качества. Не пускайте коммерсантов в дом и не подпадайте под обаяние простейших химических фокусов из школьной программы.
Подводя итог вышеизложенному, напоминаем о необходимости быть бдительными при покупке указанных систем очистки воды и следовать следующим советам:
– не принимайте решение о покупке немедленно, настаивайте, что Вам нужно подумать;
– уточните местонахождение (фактический адрес) и наименование продавца товара;
– оцените свою платежеспособность и перед покупкой посоветуйтесь с родственниками;
– обратитесь в специализированные магазины и проконсультируйтесь со специалистами по вопросам эффективности данных систем очистки воды;
– подписывать документы «не читая» не рекомендуется, т.к. если договор подписан потребителем, то Гражданским кодексом Республики Беларусь это расценивается как согласие с предложенными условиями;
– помните, что заключая кредитные договоры, Вы берете на себя дополнительные обязательства перед банком, Вы как покупатель должны будете вернуть не только стоимость кредита, но и выплатить проценты за пользование денежными средствами (пеню).
Если Вы попали в подобную ситуацию, рекомендуем написать заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств в адрес продавца (фактический и юридический). Можно направить заказное письмо (с обратным уведомлением) посредством почтовой связи.
Если продавец необоснованно затягивает возврат денежных средств за установку фильтра, Вы имеете право обратиться к нему с требованием о возврате фильтра, делать это нужно в письменном виде, чтобы иметь подтверждение того, что Вы предъявляли свои требования. В случае невозможности урегулирования спора и достижения соглашения с компанией, которая реализовала Вам фильтр для очистки воды, относительно расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств, потребитель вправе, согласно п.п. 1.6 п. 1 ст. 5 Закона, обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов с исковым заявлением.
Вы можете обратиться к юристам ОО «Минское общество потребителей», которые окажут Вам квалифицированную помощь в разрешении сложившейся ситуации.
Будьте внимательны и берегите свое здоровье и кошелек!
Ждем Вас на нашем сайте (www.mop.by) и в офисе (г. Минск, ул. Интернациональная д. 23, оф. 22). Мы работаем, чтобы помочь Вам восстановить ваши законные права!